Появления слова «казак» (видимо, тюркского, происхождения, означавшего «вольный» «свободный») относится к весьма раннему периоду. Так, в 1444 году в документах упоминаются рязанские казаки – т.е. как уже что-то сформированное, с определенными функциями.
К середине XV века в Польше и России казаки – один из разрядов служилых людей (городовые, реестровые и пр. казаки). Казачьи команды размещались при пограничных и ключевых в оборонительной системе городах и подчинялись, как все служилые люди по прибору, местным воеводам.Рязанские, орловские, данковские, невельские, опочецкие и пр. казаки получали от правительства денежное довольствие и военные припасы, а по нехватке денег в казне денег ‒ поместную землю. Эти казаки не имели особых отличий от всей массы служилых людей по прибору (т.е. по добровольному набору на военную службу из свободного населения) того времени, но принципиально отличаются от казаков, что известны нам по истории России XIX–XX веков. Показательна и судьба этих казаков, мизерная часть которых одворянилась (например, Половцовы из великолуцких казаков), а основная масса пройдя те или иные формы, включая однодворчество, с 1834 года влились в сословную группу государственных крестьян.
В XVI веке на Днепровских порогах и на Дону, чуть позже на реках Терек и Яик (переименованный по приказу Екатерины II в Урал) начали складываться вольные казачьи общности. С усилением централизованной власти непокорные войска распускались и изгонялись (Запорожская сечь и ее преемницы), или постепенно подчинялись воле правительства (Донские, Уральские), а с XVIII века и вовсе начали формироваться самим правительством (Волгское, Черноморское).
За многовековую историю на всех окраинах России, в разных условиях, на разной этнической основе, в разные эпохи, и на разных началах сформировалось весьма пестрое разнообразие казачьих общностей. Какие-то из этих общностей (войск) имели схожие черты, какие-то принципиально отличались друг от друга.
Широко бытующее мнение о казаках как об особом субэтносе не носит научного характера. Уже одно, то, что часть казаков были малороссами (украинцами), в Великом Княжестве Литовском основу грунтовых казаков составляли белорусы, а в России, помимо этнически русских донских (но, с отдельным калмыцким округом), уральских, волгских и терских, а также войска с большой долей нерусского элемента (Оренбургское, Кубанское, Терское, Забайкальское), существовали полностью нерусское Башкиро-мещерякское казачье войско.
Целый ряд казачьих институтов, а затем оформленных казачьих войск перестали существовать еще задолго до революции 1917 года. Накануне Первой мировой войны в составе иррегулярных войск Российской Императорской армии было одиннадцать казачьих войск. Назовем их в хронологическом порядке исторического старшинства: Донское (с 1650 года), Оренбургское, Терское, Сибирское, Уральское, Забайкальское, Кубанское, Астраханское, Семиреченское, Амурское и Уссурийское (с 1865 года). В их числе мы видим казачьи войска сформировавшиеся исторически самостоятельно (Донское, Сибирское, Уральское), и позже полностью подчиненному правительству; казачьи войска, сформированные на основе предшествующих казачьих войск (Астраханское, Кубанское, Терское); и казачье войско, сформированное из горнозаводского крестьянства /т.е. из положенных в оклад/ и представителей коренных народов /состоявших в ясашном оброке/ (Забайкальское, образованное указом от 17 марта 1851 года в составе: 1-го, 2-го, 3-го русских полков, 4-го тунгусского полка и 5-го и 6-го бурятских полков).
В историко-генеалогическом плане о каждом перечисленном и исчезнувшем ранее (Запорожское, Задунайское, Азовское, Черноморское, Кавказское линейное) войске стоит рассказать отдельно, как и рассказать о грунтовых казаках и казачьем реестре в Речи Посполитой, национальных казачьих войсках, казачьих полках формирования 1812 года, малороссийских козаках XIX века. Их история, этническая составляющая, хозяйственно-бытовое устройство, культура и традиции весьма разнились.
Убедиться в разнообразии понятия «казак» и казачьих войск в России несложно, но очень важно полагаться именно на научную литературу и смотреть в корень. Исторические очерки о разных казаках и казачьих войсках мы оставим на будущее. А сейчас уделим внимание общим чертам особой военно-сословной группе ‒ казакам XIX ‒ начала XX века.
Принципиальное отличие казаков от прочего непривилегированного населения Российской Империи заключалось в том, что подушная подать для них была заменена обязательное военной службой всего мужского казачества. Начиналась она с 20-ти летнего возраста и продолжалась с перерывами на льготу (домовыми отпусками со службой внутри войска) от пожизненной в XVIII веке до 18 лет или 22 лет (в разных войсках сроки разнились) в последний период существования казачьих войск. Казаки были также освобождены от разнообразных повинностей и сборов земского характера, так как вся внутренняя административно-хозяйственная структура содержалась из войсковых сумм и государственной казны. Помимо денежного и вещевого довольствия казаки получали в пользование землю, которую и обрабатывали сами или наемным трудом иногородних (жителей войсковых земель незаписанных в казачество). В войсках наделение казаков определялось 30 десятинами земли на одну мужскую душу. В Донском Войске офицеры получали особые офицерские дачи в 100, 200 и 300 десятин. Земля время от времени перераспределялась из общевойскового земельного фонда.
Другим принципиальным фактом является то, что казачество не было сословием в классическом понимании этого термина. Казачество в целом присутствовало во всех четырех сословиях: казачья старшина, приравненная Императорам Павлом I к российскому дворянству, была частью благородного сословия (т.е. атаман граф Платов был и казаком, и дворянином); священники и церковнослужители, оставаясь казаками, были часть духовного сословия и жили именно по правилам и узаконениям духовного сословия; незначительная часть казаков была часть третьего сословия ‒ торговые казаки; по своему основному месту проживания и хозяйствования казаки в своей основной массе были сельским сословием. Соответственно все действующие в Империи законы в той или иной степени казались всего казачества, что отражалось и делопроизводстве, конечно, с некоторыми особенностями и отступлениями. В целом же дворянин-казак и казак-священник законодательно и в делопроизводстве не имел отличий от любого другого дворянина и священника в Российской Империи. А значит и никаких особенностей в изучении истории и родословия казачьих дворян, священников, купцов просто не существует. Разве что, в Области Войска Донского не вели дворянскую родословную книгу, но все делопроизводство ничем не отличалось от делопроизводств в других губерниях. Никаких особенностей не имело делопроизводство Донской духовной консистории. Казаки же других войск и вовсе свое дворянство и духовные потребности имели такое же, как и все жители губерний и областей, на территории который располагались их казачьи войска.
Последним важным фактором жизни казачества была административно-территориальная обособленность. Началась она в екатерининские времена, с подачи князя Г.А. Потемкина-Таврического.
Единственное казачье войско, имевшее полностью обособленную территорию и административное управление, было Донское войско. Обратите внимание на то, что в официальном названии этого казачьего войска не было слова «казачье». До учреждения губерний казачий Дон никак формально не обозначался в составе Русского государства, по сути, была некой автономной областью. В 1708 году все казачьи городки по Дону и Хопру были определены в Азовскую (с 1725-го Воронежская) губернию. И только в 1786 году уже вполне обособившаяся казачья территория получила официальное наименование ‒ Земля Войска Донского. В 1870 году Земля была переименована в Область Войска Донского, а в 1918‒1920 годах надеявшиеся на автономию Дон именовал себя Всевеликим Войском Донским.
Все другие (десять) казачьих войск имели свою обособленность и права самоуправления в пределах общегосударственных административно-территориальных единиц, губерний и областей. Военные губернаторы одновременно были и наказными атаманами казачьих войск.
Сам термин «наказной» говорит о том, что атаманами войск назначали указами (наказами), первый из которых дал царь Петр Алексеевич в 1708 году. Уже выбранного казаками атамана П.Е. Рамазанова Петр I своим указом назначил им в атаманы. С указом на Дон поступил хлеб, порох и денежное содержание. Донцы постепенно «продавали» свою свободу. В течение XVIII века полную вольницу сохраняли только запорожцы. Во всех казачьих войсках самоуправление (и выборы) сохранялись только на станичном и хуторском уровне, которое немногим превосходило правами общегосударственное земское самоуправление.
Все вышесказанное о военно-сословной группе касалось второй части определения казаков. Стоит сказать немного и о военной службе казаков.
Основой всех казачьих войск была легкая кавалерия. Для большинства образ казака состоит их папахи и коня. Заметим здесь, что все казачьи войска имели свою особую форму.
В XIX веке в казачьих войсках были сформированы отдельные гвардейские части (первым был лейб-гвардии Казачий полк Воска Донского), артиллерийские батареи, а в начале XX века ‒ пулеметные и др. специализированные части. В рядах Кубанского казачьих войск существовали пехотные части ‒ пластунские полки.
Источники по генеалогии казаков
Основной, или первичный, генеалогический источник генеалогии казаков ‒ метрические книги. В казачьих церквях также как во всех прочих, велись исповедные росписи (увы, они тоже сохранились плохо, в ряде казачьих регионов очень плохо). Хранятся метрические книги в региональных архивах, Российском государственном военно-историческом архиве (за 1830‒1880-е годы) и Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (за 1880‒1914 годы).
Основная часть всех казаков второй половины XIX ‒ начала XX века были православными в рамках официальной Православной Церкви. Однако надо помнить, что на Дон и Яик с последней четверти XVII века потянулись противники никоновских реформ. В XVIII веке староверие в казачьей среде занимало значительное место, но с начала XIX века часть старообрядцев примкнуло к единоверию, а часть вернулось в лоно официальной Церкви. Крайних форм раскола в казачьей среде почти не было. Однако этот фактор при изучении казачьих родословных обязательно помнить. В составе Войска Донского служили калмыки- буддисты, Забайкальского казачьего войска и буряты-буддисты и тунгусы-шаманисты. В Оренбургском казачьем войске казаки-башкиры исповедовали ислам. Небольшой инославный элемент присутствовал в Терском казачьем войске.
А вот со следующим по востребованности генеалогическим источником ‒ ревизским сказкам ‒ у казаков дело обстоит никак, или почти никак.
Нужны проводить ревизии населения, не обложенного подушным окладом, просто не было необходимости. Ревизии «токмо для счета» описывали по всем губерниям священно- и церковнослужителей. Теоретически это могли делать и в казачьих регионах. На практике такие ревизии неизвестны.
Некоторые исключения по части проведения ревизий мы встречаем на Кубани и в Забайкалье. В Черноморском казачьем войске из-за не полностью разрешенного его статуса, а так же значительного в его составе крестьянского элемента были проведены ревизии в 1811, 1812, 1816 и 1835 годах в станицах Кавказского линейного казачьего войска. В Забайкальской области ревизия 1858 года была проведена для уточнения численности учрежденного в 1851 году Забайкальского казачьего войска.
В Земле Войска Донского ревизиями описывались иногородние и крепостные крестьяне, но это, конечно, не казачья тема.
За XVIII век сохранилось немало разнообразных списков, присяг и прочих перечневых документов. Особой полнотой отличаются списков казаков к переселению: с Дона на Волгу и на Терек, переселение Волгского войска на Северный Кавказ и пр. В последующее время регулярно составлялись списки молодых казаков, льготников, отставных. Переселение с Дона, пусть и в меньших масштабах, было связано с образованием новых войск на новых рубежах Империи. В ряде казачьих войск (Кубанском, в войсках Восточной Сибири и Дальнего Востока) велись посемейные списки, в том числе по образцу 1871 года.
Казаки, как и все подданные Империи, были описаны в ходе Первой Всероссийской переписи населения 1897 года, но материалы ее сохранились в ничтожно малом количестве, а вот Всероссийская сельскохозяйственная перепись 1917 года в казачьих регионах не проводилась. Итоги переписи 1897 года показали, что казачество из общего населения Империи составляло около 2,5 процентов.
Мы уже упомянули об отсутствии каких-то особых различий источниковой базе для изучения генеалогии священников, дворян и чиновников из казаков. Документы казаков-офицеров составлялись также как и на всех прочих, и хранятся они в том же Российском военно-историческом архиве, как в общих фондах, так и специально казачьих, с обычным набором военных документов: формулярные списки, списки нижних чинов, приказы по личному составу. Дополнением в военной части может быть только наличие в региональных архивах фондов войсковых правлений (Кубанского в краснодарском архиве, Терского во владикавказском и т.д.). Отдельные отличительные черты в изучении привилегированной части казачества по сути своей – не более, чем региональные особенности. Документы на казаков-чиновников можно найти в Российском государственном историческом архиве. Документы на священников (клировые ведомости и пр.) хранятся обычным порядком в региональных архивах.
Не является какой-то особенностью и запись в казачество, и выход из оного. В своей сути запись в ту или иную сословную группу определяется фактором получения или утери привилегий, закрепленными за тем или иным сословием или сословной группой.
Можно только говорить о специфике казачьей терминологии. Не волостное правление, а станичное; не уездные учреждения, а отдельные (т.е. канцелярия начальника отдела, разнообразные присутствия отделов); не губернское правление, а войсковое; не канцелярия губернатора, а канцелярия наказного атамана.
Важной характеристикой для каждого казака в любом из войск была его принадлежность к станичной казачьей общине. Почти в каждом документе после имени казака будет указано, из какой станицы он казак ‒ своеобразная приписка, которой надо руководствоваться в поисках семьи казака. С начала XX века приписка казака уточняется (особенно на Дону) до хутора, на котором казак имел свой дом и хозяйство.
Нет смысла останавливаться на какой-то особенной сохранности или несохранности «казачьих» источников. Пострадавшие от советских макулатурных кампаний и в годы Великой Отечественной войны архивы Северного Кавказа потеряли и казачьи и неказачьи документы в равной степени. А вот более благополучно приживший советскую власть и войну ростовский архив сохранил значительное число документов, в том числе и казачьих. В очерках, посвященным каждому казачьему войску в отдельности, мы детальнее остановимся на сохранности документов и местах их хранения.
После установления советской власти в казачьих территориях уже никаких отличий от общесоветских правил учета населения, ведения документации не было.
Основные архивы, хранящие документы о казаках второй половины XIX ‒ начала XX века
Все казачьи войска:
- Российский государственный архив древних актов
- Фонды Отдела фондов Верховного управления (Внутреннее управление, Кавказские дела, Донские дела) и другие фонды
- Российский государственный военно-исторический архив
- Фонды Казачьей экспедиции Военной коллегии Главного управления казачьих войск, полевого штаба казачьих войск, казачьих войск и казачьих частей и учебных заведений
- Российский государственный исторический архив
- Документы общих вопросов устройства казачьих войск в Государственном совете, комитетах и министерствах, по гражданской и хозяйственной частям (например, по землепользованию в Области Войска Донского)
- Государственный архив Российской Федерации
- Фонды казачьих объединений, работавших в Западной Европе, картотеки «Белое движение» и «Эмиграция»
- Российский государственный военный архив
- Документы казачьих формирований периода Гражданской войны
- Российская национальная библиотека, отдел газет
- Документы казачьих формирований периода Гражданской войны
Войска Донского:
- Государственный архив Ростовской области
- Государственный архив Волгоградской области
- Государственный архив Донецкой области (только метрические книги)
- Государственный архив Луганской области (только метрические книги)
Кубанское казачье войско:
- Государственный архив Краснодарского края
- Государственный архив Ставропольского края
- Оренбургское казачье войско
- Государственный архив Оренбургской области
- Сибирское казачье войско
- Исторический архив Омской области
- Терское казачье войско
- Центральный государственный архив Республики Северная Осетия‒Алания
- Центральный государственный архив Республики Дагестан (первичные листы Первой Всероссийской переписи населения 1897 года по Кизлярскому отделу)
- Уральское казачье войско
- Государственный архив Западно-Казахской области
- Государственный архив Оренбургской области
- Забайкальское казачье войско
- Государственный архив Забайкальского края
- Астраханское казачье войско
- Государственный архив Астраханской области
- Семиреченское казачье войско
- Центральный государственный архив Республики Казахстан
- Амурское казачье войско
- Государственный архив Амурской области
- Уссурийское казачье войско
- Российский государственный исторический архив Дальнего Востока
Революция и Гражданская война затронули казачество, в силу их поголовной «военизированности» до самого основания. После войны «белых» и «красных», началось поголовное расказачивание, когда быть «казаком», были также опасно, как дворянином, помещиком, священником. Эта часть истории казачества не имеет в исследованиях каких-то особенностей против общих по теме «репрессированные».
Великий исход 1920 года Русской армии увел и за границу и казаков, воевавших за Вольный Дон или за «белых»: на кораблях из крымских портов, конным строем в Манчжурию. Процент их был не выше чем прочих русских изгнанников, но они были значительно более сплоченными и активными. В русской эмигрантской жизни казаки были очень заметны.
Россию покинуло более 100 тысяч казаков всех казачьих войск. Особенно массовым был исход донцов (34 тысяч), кубанцев (более 20 тысяч) и забайкальцев (20‒30 тысяч).
До Второй мировой войны казаки проживали в основном в Югославии, Болгарии, Чехословакии, меньшая часть во Франции, Германии, Польше.
В разное время в различных концах света выходило более 100 казачьих журналов и газет. Наиболее известными были журналы «Родимый край», «Вольное казачество», «Казачье единство», «Казачьи думы», газета «Казак».
В последние десятилетия появилось немало литературы по генеалогии казачества (общеисторическую литературу в данном случае во внимание не принимаем) разных казачьих войск. По объему и серьезности материала лидирует литература о донском казачестве (одна серия С.В. Корягина «Генеалогия и семейная история донского казачества» на сегодня имеет 136 выпусков!).
Думаем, что в рассказах о каждом войске в отдельности, будет описаны все особенности и свойственные конкретным войскам особенности, а также дана библиография литературы по каждому казачьему войску.