05. Архивный поиск и командировки

Старообрядцы. Рекомендации по поиску


Христианство за две тысячи лет своей истории, от первоначального периода жесточайших гонений до утверждения во многих странах мира в качестве государственной религии и создании церковных государств, знает немало расколов и противостояний. На разных этапах развития Церкви находились те, кто уводил из лона Церкви часть её паствы.

В середине XVI века закрепилось начавшееся с июльских событий 1054 года Великое разделение Церкви на Западную и Восточную — Римско-Католическую и Православную. Русь, изначально тяготевшая к Византии, осталась не только верной Восточной Церкви, но сделалась её оплотом в Восточной Европе. За этим последовала череда расколов (протестов против власти Римского папы) в Западной Церкви. В 1517 году Мартин Лютер обнародовал свои антипапские тезисы, поддержанный «шпайерским протестом» немецких князей (осудившим преследование лютеран). В 1530-е годы из папского повиновения вышла Англиканская Церковь.

В континентальной Европе сформировалось более десятка протестантских (лютеранских, кальвинистских) церквей. Из протестантизма вышли многочисленные евангелические и баптистские течения (только основных конфессий насчитывается до 14-ти). В некоторых странах протестантские церкви получили государственный статус (например, лютеранская Церковь Швеции). Несколько течений вылившихся в самостоятельные религиозные организации существует и в католицизме (Римско-Католическая и Восточно-Католические Церкви, Старокатолицизм, Традиционализм). 

Не осталась единой и Восточная Церковь. Шесть восточных церквей (в том числе Армянская, Коптская, Эфиопская) отделились от единой ещё Христианской Церкви, не приняв исповедание веры, утвержденного Халкидонским собором в 451 году. Этот первый в Христианстве раскол носил духовный характер, в отличие от Великого разделения и последующих расколов в Западной церкви, в основе которых лежало желание не делиться материальными благами и властью с Римом.

Православие в своей истории не раз сталкивалось с сепаратистскими и сектантскими движениями. На сегодняшний день Православие состоит из 15 Автокефальных (самостоятельных поместных) церквей, пяти Автономных и нескольких самоуправляемых церквей, которые состоят в духовном общении с Вселенским (Константинопольским) Патриархом. В рамках Православия в начале XX века в ряде стран (Россия, Греция, Болгария, др.)  возникло несколько неканонических истинно-православных и старостильных церквей. Сложные политические события XX века способствовали возникновению большого разнообразия неканонического Православия, к которым относят непризнанные и раскольнические православные церкви (юрисдикции), альтернативное и маргинальное православие, православные диссиденты.


Старообрядчество и никонианство в России



В начале 1650-х годов поддержанный царём Патриарх Никон начал церковную реформу. Исправление богослужебного чина и унификация возникших с течением времени особенностей (по сути ошибок) с общими правилами Константинопольской церкви. Противники нововведений не только держались за древлеправославные традиции, но и увидели в реформах первые попытки полного административное подчинения церкви светской власти — государству в лице государя. А также попытку секуляризации, то есть изъятия церковной недвижимой собственности: земли с крестьянами. Началу раскола положили анафема (проклятие) на еретиков (противников реформы), провозглашенная на Московском соборе 1656 года и постановления Большого Московского собора 1666‒1667 годов. Последний собор низложил и осудил Патриарха Никона (конечно же, не за начало церковной реформы, а за чрезмерные политические амбиции) и начал борьбу с «расколом», то есть с противниками никоновских реформ. Официальная Церковь объявила непримиримую войну раскольникам, последние же обвинили в расколе самого «расколопатриарха» Никона и сторонников его «новообрядческой», «никонианской» церкви, которая, по их мнению, безосновательно называла себя православной.

Портрет патриарха Никона с клиром (Д. Вухтерс(?), 1660—1665 годы)

Духовные основы противостояния официальной Церкви и государства со всеми течениями старообрядчества —вопрос большой и многослойный, требующий серьёзного погружения. Для всех, желающих разобраться в сути противостояния, мы можем только посоветовать познакомиться с мнениями обеих сторон. 

В тоже время нельзя не увидеть в «расколе» и социальный протест. В лице «никонианской» церкви сирые и обездоленные видели один из инструментов безграничной власти государства. Жизнь «в лесах» и «на горах» (Русский Север, Среднее Поволжье, Вятка), а также на южных окраинах (на Хопре, Дону, Тереке), на Яике (что был екатерининским указом переименован в Урал), в Сибири, а также в соседней Речи Посполитой (бежавшие старообрядцы селились в Великом Княжестве Литовском и в украинских землях Польши, позже отошедших Австрийской Империи) давала возможность уйти и от чрезмерного экономического угнетения, и от духовного давления. 
Бегство старообрядцев в малодоступные места на окраинах и в Сибири, за границу (однако многие территории Речи Посполитой через столетие оказались включенными в состав Российской Империи) привело к отсутствию сведений о них в переписных книгах второй половины XVII ‒ первой половины XVIII века.

Неприятие старообрядцами петровских реформ в целом и полный отказ от вводимой Петром I регистрации населения по православным приходам и ведения метрических книг практически полностью исключили основной генеалогический источник из жизни старообрядцев.

Все названное привело к тому, что документальная база для изучения исторического прошлого старообрядческих семей, их родословия оказалась значительно беднее. Только в правление императора Павла I был сделан первый шаг в ослаблении давления государства на старообрядцев, следствием которого стало введение церковных документов в практику незначительной части старообрядцев.

Отметим основные вехи признания старообрядчества государством и официальной церковью:

  • Учреждение Единоверия в 1800 году (Высочайше утвержденные 27 октября «пункты о единоверии» митрополита Платона); разрешение служения по древним православным чинам и рукоположение священников для старообрядцев, соединившихся с новообрядцами, то есть с официальной Русской Православной Церковью.

  • Именным Высочайшим указом «Об укреплении начал веротерпимости», данным Правительствующему сенату 17 апреля 1905 года, раскольникам всех толков и согласий присвоено наименование старообрядцев, а на все их молитвенные дома (раскольничьи и сектантские) были распространены все права, что имели храмы инославных исповеданий.

  • 20 марта 1917 года Временное правительство приняло постановление «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений», которым закреплялось равенство всех религий перед законом, а 14 июля 1917 года ‒ постановление «О свободе совести».

  • Постановлением Патриаршего Священного синода от 23 (10) апреля 1929 года была признана спасительная сила «старых русских обрядов», упразднены клятвы Московских соборов 1656 и 1667 годов. Сила этого постановления была подтверждена Поместным собором Русской Православной Церкви в 1971 году, а в 1974 году и Русская Православная Церковь Заграницей присоединилась к признанию Древлеправославия даже в большем объеме, без оговорок.

Основные течения старообрядчества



Старообрядчество или Древлеправославие хотя и проникло первоначально и в верхние слои общества, крепко осело в купечестве, но в основной своей массе оно было институтом народным, крестьянским, от того и не оформилось в единую Церковь. Более того, очень скоро, в первую очередь благодаря разобщенности старообрядческих общин стало приобретать в разных местах свои особенности. Отрекшись от официальных доктрин и потеряв связь со Вселенской церковью, отдельные группы старообрядцев получили своих вождей, своих учителей веры, которые привносили в учение о Христе своё понимание и своё толкование. 

Отвергая официальную церковь, большая часть старообрядцев отвергла и новое священство, то есть отказалась от никонианских священнослужителей. Согласия (объединение старообрядцев, придерживающихся единой вероучительной и обрядовой практики), отвергающие никонианских священников (попов), называют беспоповскими. Их насчитывается 16-ть. Самые известные из них: Поморское, Федосеевское, Нетоское и Аароново согласия. Это самая непримиримая часть старообрядчества. Даже после указа 1905 года, когда и для старообрядцев-беспоповцев была предоставлено право регистрировать акты гражданского состояния в светских государственных учреждениях (чаще всего в полицейских управлениях), они старательно уклонялись от этого права.

Старообрядческая церковь в Токмаковом переулке в Москве. Источник: https://um.mos.ru/houses/tserkov-moskovskoy-obshchiny-staroobryadtsev-pomortsev

Некоторые (всего шесть) согласия считали возможным принятие в общины новообрядческих священников при отречении оных от реформ Никона. Таковых священников принимали в старообрядческие общины через помазание. Три согласия в своем развитии оформились в самостоятельные Церкви, то есть в общественные организации.

Новоблагословенное согласие (православное или церковное православие, духовная вера, единоверие)

В конце XVIII века с благословения отдельных епископов в некоторых приходах возобновили службы по старым обрядам и книгам «никонианскими» священнослужителями, а зарождение идеи единоверия относится к последним года правления Петра I. Основы Единоверия были заложены в переговорах московских и нижегородских старообрядцев-поповцев с владыкой Платоном, митрополитом Московским и Коломенским и утверждены Императором Павлом 27 октября 1800 года. Однако полного воссоединения не состоялось: со старообрядцев не снимались клятвы Московских соборов, новообрядцам не дозволялось без крайней нужды принимать таинства от старообрядческих священников.

Церковь св. Симеона Столпника в Нижегородском кремле (единоверческая с 1844, разрушена). Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Единоверие

Единоверие распространялось медленно, с большими осложнениями. Большинство старообрядцев-поповцев не хотело принимать иерархическую юрисдикцию Русской Православной Церкви. К 1918 году на территории бывшей Российской Империи насчитывалось не более 600 единоверческих приходов. Для исторической науки важнейшей вехой в развитии Единоверия стало принятие старообрядцами-единоверцами церковной документации. В единоверческих храмах вели метрические книги, составлялись исповедные росписи, копии с них ежегодно поступали в консистории.

«Беглопоповцы» («поповцы»)

К беглопопвцам относится часть старообрядцев, готовая принимать священников, поставленных Русской Православной Церковью, но покинувших ее и примкнувших к старообрядцам. Это согласие не имело единого управления, а потому скоро разделилось на несколько согласий, крупнейшими из которых были диаконовское и перемазанское. В 1923 году часть последователей всех беглопоповских согласий примкнуло к Русской Древлеправославной Церкви, история которой есть история бесконечных расколов. 

Съезд староверов-беглопоповцев. Источник: https://foto-history.livejournal.com/13033796.html

Белокриницкое согласие (Белокриницкая или Австрийская иерархия)

В правление императора Николая I реакцией малой популярности Единоверия среди старообрядцев-поповцев стали гонения на «беглых попов» (старообрядческих священников). Это обстоятельство побудило реализовать идею основать свою собственную старообрядческую епископию. В 1846 году в Белокриницком монастыре (село Белая Криница в Австрийской Империи, а ныне в Черновицкой области Украины) бывший Босно-Сараевский митрополит Амвросий (грек Паппа-Георгополи) присоединился к старообрядчеству и совершил ряд хиротоний (посвящений во епископы). Так было положено начало старообрядческой иерархии, которая стала въезжать в Россию. Уже в 1853 году была основана Владимирская старообрядческая архиепископия (Владимирская губерния имела самое большое число старообрядцев из числа великорусских губерний), а в 1863 году она была преобразована в Московскую и всея Руси с центром в Рогожской слободе города Москвы. Однако запреты, ограничения, гонения и тюрьмы были постоянными для членов Белокриницкого согласия в России. Для реабилитации Белокриницкой иерархии не хватило силы Высочайшего указа 1905 года, для снятия печатей с алтарей старообрядческий храмов понадобилась личная телеграмма Императора (16 апреля) на имя Московского генерал-губернатора.

Санкт-Петербург. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, старообрядческая Белокриницкого согласия. Источник: https://sobory.ru/photo/163872

Древлеправославная Церковь Христова за двенадцать лет до большевистского переворота в октябре 1917 года показала всю силу русского старообрядчества. За это время было построено более тысячи (!) храмов, включая те, что ныне признаны шедеврами архитектуры того времени, открыто десять монастырей, несчитанное число школ (по постановлению 2-го Всероссийского старообрядческого съезда 1901 года ‒ в каждом приходе) и нескольких училищ, в 1912 году  учрежден Старообрядческий богословско-учительский университет. В советское время Древлеправославная Церковь Христова пережила всё, что пережили и другие церкви. В 1988 году она приняла свое нынешнее наименование ‒ Русская Православная Старообрядческая Церковь, сохраняя за собой историю Русской церкви до 1653 года, то есть считая себя преемницей дониконовской Русской церкви. Зарубежные последователи Белокриницкого согласия ныне объединены Русской православной старообрядческой церкви в Румынии.

Новозыбковское согласие старообрядцев-поповцев возникло уже в советские годы (с центром в городе Новозыбков Брянской губернии) и не представляет предмета генеалогического интереса. Последователи этого согласия составили основу Русской Древлеправославной Церкви.

Некоторые особенности генеалогических поисков по старообрядцам


Две важнейшие особенности, которые приходится принимать как данность при изучении генеалогии старообрядцев, уже были упомянуты выше: 

Отсутствие значительной части старообрядцев в переписных книгах второй половины XVII ‒ начала XVIII века и в ревизских сказках XVIII века.

Тут стоит помнить, что введенный в 1716 году подушный налог с старообрядцев взимался в двойном размере. Только начиная с ревизии 1795 года можно уверенно говорить, что сказками было охвачено подавляющее большинство старообрядцев; исключение составляли только последователи самых непримиримых беспоповских согласий. При этом стоит еще учитывать, что старообрядцами поголовно были уральские (бывшие яицкие) казаки, и они же составляли большинство среди донских (до 1860-х годов) и терских казаков, а казаков не охватывали общегосударственные переписи и ревизии.

Только Первая Всероссийская перепись населения 1897 года (увы, первичные переписные листы которой сохранились в мизерном проценте) и Всероссийская сельскохозяйственная перепись 1917 года охватывали старообрядческое население в полном объеме.

Старообрядцы всех толков до определенного времени не вели никаких записей актов гражданского состояния.

С одной стороны, сами старообрядцы считали метрические книги и исповедные росписи богопротивным делом «никонианцев», с другой и правительство не желало давать им такого права. 

Другой особенностью (положительной для современных исследователей генеалогии) было сокрытие частью старообрядцев своей принадлежности к «расколу». Купцы (староверам было запрещено записываться в купечество), чиновники, казачьи офицеры и др. предпочитали официально числиться в православии, чтобы избегать ущемлений в правах и по службе. Сведения о таковых «лицемерных старообрядцах» можно найти в общих для всех православных источниках.


Метрические книги и ведомости о старообрядцах



Первыми из старообрядцев метрические книги стали вести единоверцы, признавшие в 1800 году иерархическую юрисдикцию Московского патриархата. Единоверческие храмы были подчинены епархиальному начальству по своему месту нахождению.

Общим для православных приходов порядком в единоверческих храмах в тех же самых формулах начали вести записи в метрических книгах, составлять исповедные росписи. Ежегодно, в начале каждого года составленные с приходского экземпляра копии представлялись в местные консистории. В сводных консисторских экземплярах метрических книг по благочиниям и уездам книги единоверческих приходов подшивались после всех православных приходов.

В епархиях с большим числом единоверцев их метрические книги могли составлять отдельные тома. 

В 1844 году всем консисториям и православным приходам было указано вести особые ведомости о проживающих в приходах «раскольниках и сектантах», а полицмейстерам завести особые книги для записи родившихся и умерших старообрядцев. Ведомости о проживающих в приходе старообрядцах оставались ежегодно в местные консистории вместе с исповедными ведомостями. Эта практика была прекращена вместе с отменой правила подачи копий исповедных росписей в консистории в 1866 году. Ведение же особых книг широкой практики не получило. В ряде епархий (например, Вятской) местные священники в приложении к метрической книге вели особые списки «Из раскольников родилось» и «Из раскольников померло».

В 1874 году был опубликован указ об обязательном ведении метрических книг для старообрядческих общин, само ведение метрических книги было возложено на городские и уездные полицейские управления. Увы, исполнялся этот указ в самой минимальной степени. Большинство старообрядцев просто игнорировало этот указ, другие же в случае необходимости предпочитали, не афишируя своей принадлежности к старообрядчеству, пользоваться документами из православных приходов. После опубликования закона «Об укреплении начал веротерпимости» 1905 года ведение метрических книг было передано в старообрядческие общины, обязанности по ведению были возложены на священников, наставников и учителей. В обязанностях полицейских управлений оставалось ведение метрических книг для крайних беспоповских согласий и сектантов.

Русские старообрядческие общины, приемлющие священство, вели метрические книги до попадания под советскую юрисдикцию (западные области Украины и Белоруссии), а не попавшие под советы продолжают это делать до сего дня.

Метрические и исповедные документы хранятся ныне в региональных архивах, в фондах:

  • духовных консисторий и коллекциях метрических книг,
  • городских и уездных полицейских управлений, иногда их можно встретить в фондах губернских и волостных правлений.

Общая сохранность метрических книги старообрядцев коррелируется с сохранностью всех прочих архивных документов того или иного региона (от очень хорошей до нулевой).

Прочие или вторичные документальные источники


В этой группе документов выделить, пожалуй, можно только документы полицейские и судебные. Находясь в зоне особого (и недоброжелательного) отношения к себе со стороны властей и официальной церкви, старообрядцы в процентном отношении значительно чаще привлекались к судебному преследованию по разным поводам. Документы об этом можно найти в фондах уездных судов и расправ всех уровней, магистратов и учреждений после реформенной поры: окружных судов и прокурорских учреждений.

Документы о старообрядцах можно встретить в региональных архивах в фондах канцелярий военных и гражданских губернаторов, губернских и областных правлений, казённой и государственных имуществ палат, по крестьянским делам (основная масса старообрядцев была крестьянами), военных учреждений (старообрядцы не освобождались от военной службы), городских дум и управ.

Из федеральных архивов большее число информации о старообрядцах можно увидеть в Государственном архиве Российской Федерации (в первую очередь в фонде Департамента полиции) и Российском государственном историческом архиве (Департамент духовных дел иностранных исповеданий М.В.Д., Департаменты Правительствующего сената Государственный совет и пр.).
Интересные собрания о старообрядцах хранят Отделы рукописей Российской национальной и Российской государственной библиотек, Отдел письменных источников и рукописный отдел Государственного исторического музея.

В кратком обзоре старообрядческого вопроса в связи с генеалогическими исследованиями названы только основные особенности, фонды и архивы, обозначены основные проблемы, связанные с отсутствием первейших генеалогических источников. В целом же весь спектр общих документов должен быть во внимании исследователя, взявшегося за исследование генеалогии старообрядческой семьи.

Заметим ещё одну проблему, с которой можно столкнуться. Старообрядцы жили и живут своей закрытой от «богомерзского мира никонианцев» жизнью. Чужих в свой мир они пускают неохотно и с большой опаской. Или не пускают вовсе.


#архивныйпоиск