Авторские статьи

Стена предков


Автор статьи: Светлана Агапова 


Тема статьи, с одной стороны, никак не связана с историей семьи, она больше подошло бы для экспозиции музея или для монументальных объектов под открытым небом, таких как «Стена плача» в Иерусалиме или «Стены павших героев» на Мамаевом кургане.

А по сути, если масштабировать всё до отдельно взятой семьи, то в каждой семье тоже должна быть своя «стена», а как она будет называться это уже дело каждой отдельно взятой семьи.

Давайте зайдем издалека к раскрытию этой темы. Представьте дом, в котором жили испокон веков представители одной и той же семьи. Дом с историей.
Некоторые представят замок, с огромными холодными залами, гобеленами на стенах, и с большими портретами в тяжелых рамах. Благородные сеньоры будут свысока глядеть на вас, и по коже будет бежать холодок. А всё почему? Потому что он не ваш предок. А вот если бы вы были его потомком – другое дело. Наверное, было бы чувство сопричастности. Наверное, вы бы так же гордо держались и точно не испытывали страха. Вы бы пытались разглядеть подробности, неуловимые детали, мимику, жесты вашего предка. Вы бы читали портреты как открытую книгу, считывая любую информацию со своего дальнего родственника.

Источник: https://www.pinterest.de/pin/781656079060809623/


Таким взглядом смотрят младшие дети на своих старших братьев или сестёр, таким взглядом смотрят внуки на своих воевавших дедов, так смотрит внучка на свою бабушку ‒ с уважением и чувством трепета.
 
А если вы представили не замок? Если дом ваших предков отнюдь не такой большой и холодный, например, он очень уютный и маленький и в нём всё компактно. Вот камин, рядом кресло, кружевные подушки на диване. Ваш взгляд скользит по стенам ‒ стены не молчат! Здесь, смешная семейная пара, только что поженились. Рядом, фотография в красивой резной раме, мужчина в элегантном костюме. Вот – эта же пара, но уже с двумя малышами ‒ девочкой и мальчиком, на обоих кружевные платья. «Странно» – думаете вы. Дальше, несколько портретов людей с одинаковым взглядом и с одинаково оттопыренным ухом. «Странно» ‒ думаете, вы и неосознанно почесываете своё левое ухо. Вы разглядывайте стены и фотографии на них. У вас такое чувство, что вы у себя дома, вам хорошо и комфортно ‒ это такое чувство, когда вы в безопасности.

 Если копнуть еще глубже, начала XIX века? Тогда фотография ‒ явление редкое, но были портреты, всё верно. Но представьте, что ваша семья не имела возможность заказывать портреты у художников, что тогда в таком доме могло вам рассказать о семье, о её истории? Наверняка, там был резной буфет с инициалами вашего прапрадеда, наверняка, там были вышитые вашей прапрабабушкой картины или занавески. А может, висело на стене оружие, с монограммой, которое передавалось от отца к сыну испокон веков. Думаю, было что-то такое особенное, родовое, что-то ценное, которое хранили в доме из поколения в поколение. 


XX век с его «одноразовой» идеологией, с массовой культурой и промышленностью сровнял семейную историю катком в бетон. Шведский минимализм во всём, японская философия уборки лишнего, пожившего из вашего пространства. За этими модными течениями на помойке оказалась история всей страны. Как часто я видела в своей жизни брошенные фотоальбомы ‒ сломанные, выброшенные реликвии семейные. И хорошо ещё, если некоторые семейные ценности можно увидеть на блошином рынке – там это ещё есть шанс спасти, а часто их сжигают, выбрасывают в мусоропровод. Что-то я отвлеклась…

Источник: https://vk.com/id36569852


Все мы помним, так называемые, деревенские «иконостасы» из фотографий хозяев дома, их детей и родственников. Такие коллажи были очень популярны у наших бабушек и дедушек, живущих в глубинке. Я помню эти портреты и у своей бабушки, в деревне, в Чувашии. Они висели под потолком, над кроватью в центральной комнате дома. В красном углу, как обычно ‒ иконы, другая стена дома была занята бабушкиными вышивками. Она говорила, что у каждой девушки, выходящей замуж, должны быть такие вышитые крестиком картины.

Прошедшей осенью, в поездке в родную папину деревню, я была поражена, как поменялся быт деревни. Угасла та наивная простота и аутентичность ‒ в деревне зажили, как они говорят, «по- городскому». Мы были в нескольких домах и это действительно так ‒ везде ковры, ламинат, пластиковые окна, натяжные потолки, на стенах плазменные телевизоры. 

Спрашиваю: 
‒ «А где же ваши фотографии, которые еще недавно висели у вас вот здесь?» 
‒ «Дак это, ремонт когда делали, всё в сарайку снесли, а там крыша худая, дождём всё залило».
 
В другом доме, таком же «крепко стоящем», доме моего прадеда, хозяйка сбегала в сарай, принесла мне четыре огромные рамы, покрытые толстым слоем паутиной и пыли. Это были коллажи из фотографий - там же мой дед, его брат и много другой родни. Прабабушка аккуратно и с любовью оформляла эти фотографии по темам: военные, семейные, детские, двоюродные. Была потребность такая у наших прадедов ‒ показать свою семью в своём доме. Что это было? Гордость за семью? Воспитательный манёвр? Или желание каждый день видеть родные лица? 

Многие потом уже уходили из жизни, и порой живущие в доме потомки даже и не знали кто на фотографиях. Умирали старожилы, бабушки и дедушки, а их внуки делали ремонты, перестраивали дома на новый лад и соответственно перестали видеть необходимость таких коллажей у себя в жилище.


Издавна мы привыкли к тому, что в домах наших бабушек, прабабушек и родителей на стенах висели многочисленные портреты и общие фотографии их предков и близких людей. В старину это не считалось чем-то опасным или предосудительным. Но сегодня развелось куча идей, относительно того, что фотографии умерших несут негативную энергетику и могут повлиять на здоровье и судьбу живых людей. И этот вопрос для многих неоднозначный.


Я не раз поднимала эту тему в своём блоге в инстаграме и в комментариях разворачивались серьёзные баталии). Один специалист по феншую написал следущее: «Как бы вы ни любили своих ушедших из жизни родных, воздержитесь от того, чтобы вешать их портреты на стену. Предвижу возражения – «Это же память!» Согласна, забывать нельзя, но лучшее место для хранения воспоминаний об ушедших людях – это ваше сердце. Если очень хочется сохранить портреты умерших – сложите их в отдельную папочку, но не вешайте на стену. Это мёртвая энергия!» 

Экстрасенсы утверждают, что фотография покойного может стать порталом в потусторонний мир. Вывесив на стену портрет усопшего, мы можем приоткрыть дверь в мир мертвых. Если эта дверь будет постоянно открыта, то есть портрет будет всегда находиться на виду, живые люди, проживающие в доме, могут ощутить на себе энергетику мертвых. Некоторые родственники, развесившие на стенах фотографии своих покойных близких, утверждают, что их постоянно мучают головные боли, бессилие, различного рода заболевания. Все это может быть лишь надуманной теорией, а может и иметь долю правды.

Наоборот, верующие люди не считают греховным хранение дома фотографических изображений усопших родственников. Христос говорил, что Бог не разделяет людей на живых и мертвых, а потому все рассуждающие о невозможности хранения изображений близких людей поддаются чисто суеверному страху, а это уже грех. Церковь считает нормальным развешивание фотографий близких людей, покинувших мир живущих, в качестве напоминания. Сложно представить себе особняк какого-нибудь старинного родового имения, на стенах которого отсутствуют картины с изображениями всех предков. И никакого негатива при этом не возникает.

Нет единого мнения по поводу того, хранить ли фотографии усопших, и если да, то каким образом. Поэтому каждый сам должен сделать выбор и принять решение, которое будет наибольшим образом соответствовать его видению варианта решения этого вопроса.
Время идёт, меняются стереотипы и смыслы, сокращаются расстояния между городами, стираются границы между странами. Но эта потребность - иметь в доме свой алтарь рода, свою стену предков, остаётся! Некоторые возразят – мол, не хочу жить, как в музее, вешать дома энергию мертвых! И много других всяких мнений на этот счёт ‒ каждый выбирает для себя, в каком доме ему жить, и каких идолов вешать на стену. Не будем затрагивать тему религии столь глубоко. Это личное дело каждого. Я же глубоко убеждена, что дом это место силы, также как и мой РОД – это моя сила. Я чувствую его поддержку. И почитание РОДа в своём доме, там, где я живу, оно должно быть в той или иной форме.
 
Изучая этот вопрос, я не обошла стороной и ведическую культуру. В древней ведической науке о правильном жилом пространстве все знания основаны на законах природы. Это наука учит тому, что все потоки энергии в доме взаимосвязаны, и влияют на человека.
Так вот «по Васту» юго-запад жилища находится в стихии Земля - это зона самой негативной энергии дома, но одновременно это сектор рода, предков, вашего семейного клана ‒ защита дома. Здесь нужно хранить родовую память, хранить семейный архив, выражать свое почтение предкам, вешать фотографии умерших, родовое дерево. Это единственное место в доме, где это будет правильно и сила рода будет питать и поддерживать семью. Говорят это лучшее место для спальни супругов, хозяев дома, молодоженов - они корнями врастают в род.
 
Именно в юго-западном секторе моей квартиры у меня располагается кабинет и когда я начала свой родословный проект в 2018 году, у меня там висело древо моей семьи. Оно было с фотографиями ‒ всеми имеющимися фотопортретами в моем роду. 
«Крутые усы!» ‒ сказал мой сын, 15-летний подросток, глядя на прапрадеда, когда подходил тогда к нашему семейному древу. Надо сказать усы, а вернее усики его очень беспокоили в 15 лет).

А муж, смотря на дерево говорил: «Все-таки мой отец похож на свою мать, а она на своего отца. А тетки мои похожи на отца, они прям Агаповы, а отец мой в Липатовых...».
А я тогда смотрела на своего прадеда Афанасия, на его единственное фото, и думала, вот бы найти ещё фотки, не может быть, чтобы не было больше, всего одно фото, а он ведь был директором МТС! И умер в 50-м. Вру, были еще фото, с похорон. Эти фото хранились у бабушки в отдельной стопке, перевязанной марлей. 

А еще я смотрела на всех своих дедов Тарасовых ‒ какая всё-таки сильная генетическая линия, все на одно лицо! Что отец мой и дед и прадед и брат и племянник, сын брата. И я часто смотрела на них всех тогда и искала ответ на свой вопрос: «Чей же у меня нос?».

Вообще, удивительная эта штука ‒ видеть портреты своих предков на одном древе! А знать что Древо это помогает тебе во всём, вдвойне приятно).
  
 Но я хочу вернуться к названию нашей статьи – «Интерьерная инсталляция или стена предков». 

Со стеной предков мы, вроде как, разобрались. Что это место силы, своеобразной алтарь РОДа в своём доме. А теперь перейдем к практической и визуальной части этой темы ‒ что же такое «инсталляция»? 

Это модное слово ИНСТАЛЛЯЦИЯ в изобразительном искусстве обозначает объемно-пространственную композицию из разнообразных реальных предметов, объединенных единым художественным замыслом. Есть ещё одна формулировка из Википедии: Инсталляция ‒ форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных готовых материалов и форм и являющую собой художественное целое. Вступая в различные неординарные комбинации, вещь освобождается от своей практической функции, приобретая функцию символическую.
 
 В нашем же случае интерьерные инсталляция объединены одним замыслом ‒ память о предках и семейная история. Примеров инсталляций много, давайте рассмотрим варианты.
 

Вариант первый.

Древо рода ‒ огромное, нарисованное на стене в гостиной, а поверх этого древа можно разместить фотографии предков в красивых рамочках. Расположить их как раз по веткам и поколениям, соблюдая хронологию рождения. Я видела примеры таких инсталляций на просторах интернета и некоторые из них очень достойно выглядят.


Своим заказчикам, я предлагаю такой вариант в виде так называемых «родословных обоев», когда дизайн изображения делается на компьютере, это может быть фото, или фреска или что-то по стилю подходящее интерьеру заказчика. А дальше всё просто - изображение печатается на обоях и клеится на стену. 
 

Вариант второй.

Представьте красивые, настоящие ветки деревьев, оригинальные, сосновые, скрученные или причудливо изогнутые, тонированные по цвету или оставленные в собственный природной красоте. Вероятно, нам никогда не приходило в голову, что мы можем сделать художественное украшение из сухих веток дерева. В руках творческих людей красивые ветки ‒ это ценный материал, который может быть преобразован в чудесный домашний декор. Например разместите ветви горизонтально над диваном, или же вертикально, в напольной вазе. Самое интересное ‒ добавьте в композицию фотографии вашей семьи - ваших бабушек, прабабушек и прадедушек. Если эта композиция на стене, то фотографии могут быть в рамках, если композиция напольная, то фотографии, оформленные в паспарту, подвяжите на веточках. Всю эту красоту ещё можно обыграть дополнительно подсветив. По случаю Нового года, можно сделать праздничный венок в ретро-стиле, опять же с фотографиями предков.
 

Источник: http://photoideas.guide/photo-wall-hanging-ideas/


Вариант третий.

Коллаж из семейных фотографий. В каждом деревенском доме был раньше коллаж в рамке из фотографий. Интересно, деревенские люди знали, что это коллаж? И что есть такое направление в искусстве? Можно ли сказать, что русские деревенские жители, сами того не зная этот жанр и придумали? Это по всей России в каждой избе есть. Дать определение коллажу не сложно ‒ коллаж – это сочетание кусочков различных материалов и средств массовой информации, таких как газеты, журналы, упаковка продуктов, ткани, краски и фотографии, объединенных в одной композиции. Сам термин происходит от французского «сoller», что значит «клей». Он был придуман Жоржем Браком и Пабло Пикассо в начале XX века, когда коллаж стал отдельной частью современного искусства. 

Источник: Личный архив Светланы Агаповой

В нашей с вами теме коллаж ‒ это замечательный способ сохранить семейную историю. Он может быть временным, событийным. Главное применить творческий подход. В своё время я сделала не один плакат ‒ коллаж на всевозможные юбилеи и праздники своей семьи и своих друзей. Распечатанные в виде больших плакатов они собирали вокруг себя всех родственников, которые разглядывали фотографии юбиляра с рождения и по настоящее время, находя забытые кадры жизни.

Как идея – возможно ваш коллаж будет нанесён на огромных цифрах юбиляра «70», «80» или «90» или это будет золотая свадьба ваших родителей – тогда «50» И эти цифры могут стать реквизитом для семейной фотосессии! 


Вариант четвертый.

Семейный музей, а почему бы и нет? Сегодня я предлагаю вам достать из гаража или антресолей ваши семейные реликвии или семейные коллекции и выставить их на самом видном месте вашего дома. Эти бесценные предметы намного лучше, чем купленные в магазине предметы декора. Каждый из них представляет особый момент жизни вашей семьи и имеет свою историю. Сделайте витрины для домашних коллекций и реликвий. Оформленные награды прадеда под стеклом станут не только наглядным пособием по истории страны, но и будут служить вам семейным оберегом. Своими фотографиями делятся со мной мои заказчики, посмотрите, правда, ведь здорово? 

Источник: https://www.pinterest.ru/pin/367395282076913583/


Я очень жалею, что не сохранились дедушкины рыболовные снасти. Я разглядывала в детстве все эти штучки, крючки разных размеров, поплавки совершенно причудливых форм, блёсны, колокольчики в дедушкиной рыболовной коробке. Когда это всё было выброшено я не помню, так как не жила с дедушкой. А сейчас, вот как здорово было бы видеть это его хобби в одной композиции – туда я бы добавила дедовское фото с удочкой и наше фото внуков, налетающих на большой противень жаренных карасиков. А рядом я бы повесила композицию из бабушкиной коробки- клубочки разноцветных ниток, маленькие вязанные тапочки, разные штопальные иглы, напёрстки, катушки, ножницы бабушкины, очки, гребешок и её веретено, которым она сучила пряжу и снабдила бы эту композицию бабушкиным улыбающимся фото в фартуке.
 
Я встречала в сети такие интересные сочетания под одним стеклом, как старые семейные фотографии и фамильные вещи, принадлежавшие предку, будь то униформа, или крестильное платье, коллекция шапочек или зеркал, пинеток или кружевных салфеток, дедовский кортик или бабушкино пенсне. Вообщем, история семьи у каждого своя!

Вариант пять, шесть, семь и т.д. Здесь я собрала идеи совершенно разные под общей темой: нестандартная подача семейной истории. Первая, я назвала её «Все в САД!» ‒ подходит для тех, кто живёт в своём загородном доме или в деревне. На любое семейное торжество или праздник – украсьте какое-либо дерево семейными фотографиями. Здорово если ваше дерево действительно семейное, какое-то старое. Тогда ствол его может служить поверхностью для творчества - в ход идут холщёвые веревки, прищепки и фотографии.

Вторая идея «родословный торт» ‒ идея подсмотренная в интернете – но это ведь не важно)) многоярусный торт с вашим семейным деревом с фото портретами ваших предков, напечатанными на пищевом принтере, где бумагой служит вафельное полотно. Всё – это просто идея которую можно развивать бесконечно. Вкусно, весело и главное запомниться надолго! День рождение, юбилей, золотая свадьба – был бы только повод!
Третья Идея «Покрывало Рода» – это для самых рукодельных потомков) – представьте лоскутное покрывало-оберег в котором в лоскутках напечатанные на ткани семейные фотографии. Это же настоящий может быть шедевр, и семейная реликвия переходящая из поколения в поколение! Такое обережное одеяло смело можно дарить молодожёнам!
Идея четыре: Елочные игрушки со старыми семейными фотографиями. Это могут быть и шары с портретами предков, а могут быть и всевозможные деревянные дощечки в винтажном стиле с наклеенными старинными фотографиями семьи. Представьте, что каждый новый год ваши дети, украшая ёлку будут спрашивать вас о предках, а вы будете рассказывать им истории из прошлого семьи. У меня мурашки уже, а у вас?

Моя фантазия в нашей с вами любимой теме не знает границ, и если меня не остановить я могу долго ещё размышлять на тему, как можно сохранить, и продемонстрировать семейную историю. Я верю в то, что нужно доставать старые фотографии, размещать их там, где ваши дети будут их видеть, и вы сами будете наслаждаться ими. Нужно знать не только имена и истории своих предков, но и их лица! Так что доставайте фотографии из пыльных коробок, сканируйте, печатайте их копии, открывайте интернет, вдохновляйтесь и вперёд к творчеству!