Лето подходит к концу, и мы переворачиваем уже восьмую страницу календаря из двенадцати. В Древней Руси август имел несколько названий. Если смотреть старинные святцы и месяцесловы, то самые часто встречающиеся наименования августа – зарев (от ясных зорь и ярких зарниц, которыми богат этот месяц) и серпень (от слова серп, которым в эту пору убирали хлеб).
Много дел наши предки возлагали на август! Про это время крестьяне отмечали:
Август крушит и круглит. В августе каторга, т.е. три заботы мужику: косить, пахать да сеять. Овсы да льны в августе смотри! Август — ленорост, припасает бабе льняной холст! В августе серпы греют, вода холодит.
Помимо сельскохозяйственных забот крестьян в августе ждала пора праздников — трех Спасов. Как думаете, почему говорили:
Первый Спас – на воде стоят; второй Спас – яблоки едят; третий Спас – на зеленых горах холсты продают.
Догадались?
Медовый Спас
По традиции в августе отмечаем три Спаса – праздники, посвященные Иисусу Христу, Спасителю, Спасу. В народе они в основном известны как Медовый (14 августа), Яблочный (19 августа) и Хлебный (29 августа).
Первый Спас в официальных святцах именуется как праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Интересно, что в основу праздника лег обычай Константинополя ежегодно в самый жаркий месяц лета выносить часть Животворящего Древа Креста, на котором был распят Иисус Христос, на улицы, освящать воду и молиться всем городом. Верующие уповали на помощь Иисуса Христа в отвращении болезней и природных напастей — засухи и пожаров.
У нас в народе этот день именуют Водным, Мокрым, Спасом на воде. По преданию, 1 августа (14 августа по новому стилю) 988 года в водах Днепра прошло Крещение Руси. В память об этом событии в сельских храмах издревле совершают крестный ход к рекам, озерам и родникам и проводят водосвятные молебны.
Еще одно название у первого Спаса — Медовый. В этот день пасечники вырезают из ульев первые соты нового урожая и несут в храм для освящения. С первым Спасом и началом Успенского поста связывали проводы лета, окончание хороводов и других летних радостей.
Яблочный Спас
Пришел Спас – всему час: плоды зреют.
Пришел Спас – яблочко припас.
Яблоки не родятся — так и Спаса не будет.
Обычно Преображение Господне в народе именовали Яблочным Спасом. Самый главный обычай этого дня — освящение в храме яблок и других плодов нового урожая.
Во многих губерниях до Преображения не ели ничего огородного, кроме огурцов и лука. Зато теперь, освятив дары земли, воздавали должное новому урожаю. Особенно радовались зеленому гороху, излюбленному деревенскому лакомству.
Праздничная трапеза в этот день начиналась с яблок, они же были и главным угощением стола, подарком каждому гостю и даже нищему.
На Второй Спас и нищий яблочко съест.
В XIX в. в Вологодской губернии с днем Преображения Господня проводили обычай — «столованье». После обедни и крестного хода перед церковью ставили длинный ряд столов, покрывали их чистыми скатертями, и все деревенские хозяйки принимали на себя обязанность наполнить эти столы всевозможной снедью, которая и съедалась прихожанами.
Хлебный Спас
Сразу за Успением Пресвятой Богородицы (28 августа) отмечаем третий Спас, также известный как Ореховый или Хлебный Спас.
Третий Спас отмечается в память перенесения в Константинополь в 944 г. из города Эдессы Нерукотворного образа Иисуса Христа. Согласно одному из преданий о появлении Нерукотворного образа, царь Эдессы Абгар V Уккама, страдающий от болезни, отправил к Христу живописца Ананию с просьбой исцелить его. Христос пообещал отправить к царю одного из апостолов. Живописец хотел изобразить лик Христа, но не смог. Тогда Иисус умыл свое лицо и отер его убрусом (полотенцем), на котором запечатлелся его лик. Этот образ стал одним из главных символов христианской цивилизации.
С большим размахом праздник третьего Спаса на Руси не отмечался, однако в храмах обязательно проходили молебны в благодарность Богу за дарованный хлеб насущный, поэтому одно из названий Спаса — Хлебный. В народе третий Спас также называется Ореховый, так как ко дню праздника поспевали лесные орехи.
В этот день было принято торговать холстами, полотнами, поэтому третий Спас еще называли «Спас на холстах», «Спас на полотне», «Холщовый спас». В это время принято закладывать новые колодцы, чистить к осени целебные источники, начинать заготавливать орехи. На Хлебный Спас пекут пироги из муки нового урожая.
В отличие от Медового и Яблочного Спасов Хлебный Спас в деревнях не принято было отмечать пиршествами и гуляниями — надо было успеть завершить полевые работы до наступления дождей. В городах, наоборот, с Хлебного Спаса начинались «великоденские» гулянья (гуляния праздничные, великие дни).
Мы рассказали вам информацию об основных народных праздниках августа. Еще больше информации вы найдете в телеграм-канале медиа «Светлица», где ежедневно выходит рубрика «Народный календарь».